РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА
Континент
29 июнь 2007
пятница, №25 (547)
Сибирь
   На главную " Архив " Все спецвыпуски " Упомянутые компании " Поиск " Досуг в Новосибирске О газетеРедакция " Реклама " Подписка
Рубрики
Рубрика: Стратегии успеха
Сергей МИНИН
[email protected]

Очень тонкая клиентура

 

Профиль  новые технологии

Компьютерный парк  важнейший инструмент в современном бизнесе и одновременно одна из наиболее значимых статей расходов в бюджете любой компании. Поддержка работоспособности, модернизация и увеличение количества компьютеров  все это требует существенных капиталовложений. Производители компьютерного оборудования еще в прошлом веке предложили альтернативный вариант, который позволяет значительно снизить этот вид затрат,  тонкие клиенты (ТК). В развитых странах эти устройства сразу стали весьма популярными, и их продажи уверенными темпами продолжают расти и по сей день. В России же в силу известной инертности и специфики местного менталитета рынок тонких клиентов до сих пор находится в начальной стадии своего развития.

По оценкам экспертов аналитических агентств, объем российского рынка тонких клиентов измеряется всего лишь десятками тысяч проданных устройств, тогда как продажи традиционных ПК насчитывают миллионы штук. В принципе, такое соотношение характерно и для общемирового рынка, на котором доля тонких клиентов достигает лишь нескольких процентов. Однако тренд перехода многих корпоративных клиентов с традиционных ПК на тонкие клиенты наблюдается весьма отчетливо, а согласно оценкам некоторых аналитиков, в перспективе ТК займут доминирующее положение на корпоративном рынке.

Доступ к приложению

Тонкие клиенты представляют собой технически простые и малые по габаритам устройства. На терминале не выполняются никакие приложения, он служит только для вывода изображения на экран монитора

Тонкие клиенты (или терминальные устройства) представляют собой технически достаточно простые и малые по габаритам устройства, предназначенные для установки на рабочие места сотрудников. На терминале не выполняются никакие приложения, он служит только для получения доступа к приложениям, работающим на сервере. В связи с этим тонкий клиент не нуждается в высокопроизводительном дорогостоящем процессоре, жестком диске и оперативной памяти, так как вся работа выполняется на сервере, а терминал используется только для отображения информации и ее ввода с помощью клавиатуры и мыши. Одно и то же приложение на сервере могут использовать сразу несколько пользователей, в этом случае оно функционирует в режиме разделения рабочего времени.

Тонкие клиенты создаются на базе маломощных процессоров, обладающих малым энергопотреблением, что позволяет обойтись пассивной вентиляцией всех компонентов и получить абсолютно бесшумный продукт. По словам главы офиса Sun Microsystems в Сибири Анастасии Близнюк, низкая потребляемая мощность ТК  одно из основных их преимуществ. «Энергопотребление тонких клиентов исчисляется единицами ватт, в случае продуктов Sun это всего 4 Вт,  отмечает Анастасия Близнюк.  С учетом роста тарифов на электроэнергию этот показатель становится важным, особенно при большом количестве рабочих мест».

Технические требования к терминалам минимальны. Это могут быть даже устаревшие или очень недорогие компьютеры, производительности которых недостаточно для тех приложений, которые запускаются на сервере, но достаточно для запуска терминальной программы. В режиме терминала традиционный компьютер будет отображать результаты вывода программ на своем мониторе и обеспечивать ввод данных с клавиатуры и мыши. Однако использование тонких клиентов как специализированных решений в силу вышеизложенных причин, конечно же, предпочтительнее, нежели традиционных ПК.

Если сами терминалы могут и вовсе не иметь вычислительной мощности, то сервер как центр обработки всех данных для большого числа пользователей должен обладать достаточно серьезными характеристиками. Требования к такому терминальному серверу могут быть более высокими, чем к обычному офисному серверу. Во всяком случае оперативной памяти на нем должно быть больше, а система ввода-вывода должна быть быстрее. Если учесть, что основной набор приложений типового сотрудника офиса включает в себя пакет Microsoft Office, интернет-браузер, почтовый клиент и систему учета типа «1С: Предприятие», то, по оценкам специалистов, сервер должен обладать 256 Мб оперативной памяти в расчете на одного пользователя и одним процессорным ядром на рабочую группу из 20 человек. Если приложения информационной системы предъявляют высокие требования к вычислительной мощности, то желательно иметь на сервере два процессора или один двухъядерный с высокой тактовой частотой процессора и шины. Если система ориентирована на интенсивную работу с внешней памятью, то желательно использовать быстрые винчестеры. Особенно хорошо использовать RAID-массивы на жестких дисках SCSI.

Для обеспечения надежности системы также можно использовать несколько серверов с автоматической балансировкой нагрузки. При этом выход из строя одного из серверов не приведет к отказу всей информационной системы предприятия.

«Апгрейд» не нужен

Терминальные системы имеют массу преимуществ, которые в конечном счете выражаются в сэкономленных рублях. В первую очередь они созданы для тех заказчиков, которым важен высокий уровень безопасности всего решения при минимальных совокупной стоимости владения и размере терминала. Повышение общего уровня информационной безопасности достигается за счет перехода от распределенного к централизованному хранению данных на едином пространстве, доступ к которому можно легко администрировать. Что касается энергобезопасности, то терминальную систему легко защитить от сбоев по питанию  достаточно защитить лишь сервер, сами терминалы  не нужно. Тонкие клиенты не требуют и вирусной защиты, поскольку в них просто отсутствуют устройства хранения данных. Таким образом, такой распространенный канал заражения всей системы, как конечный пользователь, практически полностью исключается. Сам сервер можно достаточно просто и надежно защитить от атак с помощью соответствующего антивирусного программного обеспечения.

Тонкие клиенты очень долговечны, в них отсутствуют вращающиеся детали, подверженные механическому износу. Стало быть, и ремонтировать терминал по причине износа оборудования не придется. Сроки эксплуатации терминалов без ремонта могут достигать десяти и более лет. Кроме того, и морально эти устройства устареют не скоро, поскольку компонентов, критичных к этому показателю, в них фактически нет. Отсюда еще одно преимущество тонких клиентов  они не требуют постоянного «апгрейда»  ни аппаратного, ни программного. В терминальных системах необходимость модернизации может испытывать только сервер. Сеть может потребовать обновления, точнее расширения, только при увеличении количества рабочих мест.

Терминальные решения позволяют существенно сократить требования по пропускной способности к сетям передачи данных, так как по ним будут передаваться исключительно изображения, выводимые на монитор, а все вычисления выполняются на сервере, на нем же и остаются. Обычно переход от локальной сети с персональными компьютерами к терминальной системе многократно повышает скорость выполнения приложений, требующих сетевого доступа.

Весомое преимущество тонких клиентов также заключается в том, что они не требуют установки операционной системы, расходы на лицензию которой при большом количестве рабочих мест весьма ощутимы.

Цена вопроса

Почему же, несмотря на все свои преимущества, тонкие клиенты до сих пор не вытеснили громоздкие настольные ПК с рабочих мест сотрудников российских и сибирских компаний? «Дело в том, что до сих пор так называемые «брэндированные« продукты от западных и даже отечественных производителей стоили дороже, чем настольные ПК, собранные местными компьютерными компаниями. Клиенты, естественно, делали выбор в пользу традиционных ПК как производительных систем, хотя по сути большого смысла в этом нет»,  объясняет глава офиса Hewlett-Packard в Сибири Виктор Емельянов. «Эта ситуация продолжает сохраняться: тонкие клиенты в большинстве своем остаются дороже «самосбора« от региональных поставщиков,  делится Анастасия Близнюк.  Однако наметилась уверенная тенденция к сокращению этой разницы».

Основными пользователями тонких клиентов в нашей стране, как говорит Виктор Емельянов, являются крупные государственные и частные организации, имеющие вертикально интегрированную структуру. «Это компании, более всего ценящие безопасность и совокупную стоимость владения своих ИТ-систем, такие как банки, государственные органы и т. д.»,  делится он своими наблюдениями. «Одна из крупнейших инсталляций наших тонких клиентов в России  Министерство иностранных дел. В МИДе у нас поставлено несколько тысяч этих устройств,  говорит Анастасия Близнюк.  Также заметным спросом тонкие клиенты пользуются у вузов, библиотек и других учреждений сферы образования».

Впрочем, используют тонкие клиенты и бизнес-структуры. «В нашей компании тонкие клиенты применяются в тех подразделениях, где больших вычислительных ресурсов от ПК не требуется. Там же, где происходит постоянная работа с графикой или другими ресурсоемкими задачами, применяется традиционная рабочая станция,  говорит и. о. руководителя УИТ ЗАО «УК «Сибирский Берег« Дмитрий Михантьев.  Мы используем тонкие клиенты производства компании Hewlett-Packard». По его словам, когда компания принимала решение об установке тонких клиентов вместо традиционных рабочих станций на базе ПК, она руководствовались в первую очередь вопросами информационной безопасности. Благодаря тонким клиентам можно существенно повысить гарантию сохранения работоспособности информационных систем в случае возникновения различных угроз.

«Другой немаловажный аспект, оказавший влияние на наше решение,  это весьма ощутимое снижение затрат на поддержку инфраструктуры. Оснащение рабочих мест сотрудников тонкими клиентами означает на много лет вперед избавить себя от серьезных капиталовложений в оборудование»,  подчеркивает господин Михантьев. Инфраструктура, построенная на тонких клиентах, очень легко обслуживается и администрируется, в связи с чем отпадает необходимость держать большой штат сотрудников в ИТ-отделе. В то же время выигрыш в стоимости лицензий на программное обеспечение при использовании тонких клиентов оказывается не слишком большой.

Таким образом, на сегодняшний день стоимость терминального решения приблизительно равна или слегка выше решения на базе традиционных ПК. Однако с учетом несоизмеримо более низких последующих затрат на обслуживание, модернизацию и масштабирование всего решения преимущества тонких клиентов становятся просто неоспоримыми, и в корпоративном секторе за ними, по всей видимости, будущее.


На главную страницу номера
Компании, упомянутые в номере

 
 
 
Также в рубрике Стратегии успеха
 

29 июнь