РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА
Континент
05 декабрь 2008
пятница, №48 (621)
Сибирь
   На главную " Архив " Все спецвыпуски " Упомянутые компании " Поиск " Досуг в Новосибирске О газетеРедакция " Реклама " Подписка
Рубрики
Рубрика: Стиль жизни
ИГОРЬ СМОЛЬНИКОВ

Luxury предпочитает улицу

 

Когда эпоха крупноформатной торговли в Новосибирске только начиналась, огромные торгово-развлекательные центры казались потенциальным арендаторам «землей обетованной», где всем гарантирован коммерческий успех. Но по мере того как шопинг-моллы множились и становились привычным элементом городской инфраструктуры, вера в их «магию» таяла. Оказалось, что членство в арендаторском пуле даже самого популярного и большого ТРЦ само по себе ничего не обеспечивает  ни плодотворного трафика, ни прибыли. Для одних операторов моллы и впрямь стали «местом, где сбываются мечты», другим же пришлось попрощаться с иллюзиями и сменить приоритеты.

Товары сегмента luxury нуждаются в правильном представлении в бутиках стрит-формата или специализированных галереяхТовары сегмента luxury нуждаются в правильном представлении в бутиках стрит-формата или специализированных галереях

Так, арендаторское сообщество ТРЦ «Ройял Парк» покинули ритейлеры премиумного и люксового сегментов, специализировавшиеся на статусных подарках, дизайнерских аксессуарах и предметах роскоши,  «Император», Галерея подарков D’A.R., «Высокий уровень». Салон RELAN ZERO, работавший в том же сегменте, остался на месте, но сменил специализацию, переключившись с подарков и объектов интерьерного дизайна на концептуальную спортивную одежду.  Интересно, что никто  ни операторы, покинувшие молл, ни арендодатель  не испытывает огорчения по этому поводу. «Освободившиеся торговые площади долго пустовать не будут,  уверенно говорит управляющий ТРЦ «Ройял Парк« Ирина Петрова.  На место ушедших арендаторов придут новые  L’OCCITANE, Yves Rocher. Их магазины откроются к двадцатым числам декабря. Думаю, это сделает марочный ряд ТРЦ еще более интересным». Число «ушельцев» тоже не стало критичным для статуса и бизнес-ритма торгового центра. «Десять процентов ежегодной арендаторской ротации  это нормальный, плановый показатель для торгового центра такого типа»,  отмечает госпожа Петрова.

С другой стороны, арендаторы, расставшиеся с «Ройял Парком», признают, что несколько переоценили изначальный контекст. «Размещение нашего салона концептуальных подарков в ТРЦ «Ройял Парк» было в некотором смысле экспериментом,  вспоминает генеральный директор компании RELAN ZERO Юрий Чернышов.  На старте «Ройял Парк» заинтриговал планировкой и уровнем дизайна  это действительно был прорыв. И нам очень захотелось там поработать. Правда, оказалось, что трафик  не залог успеха люкс-салона. Да, народу много. Но этот народ, скажем так, не наш. Не тот ценовой масштаб, не та типология товара. Базовая аудитория «Ройял Парка«  люди, пришедшие за более простыми вещами. Наш товар дизайнерский, дорогой, нередко крупный и хрупкий одновременно. Так что в режиме стрит-формата нам работать все-таки органичнее  в изолированный магазин человек приезжает целенаправленно».

Сейчас общеизвестные утилитарные преимущества стрит-формата (большее число подсобных помещений, возможность визуального доминирования) подкреплены особенностями момента  сговорчивостью арендодателей и расширением предложения. «В дни кризиса именно «на улице», в стрит-формате стало больше приглашений к аренде,  констатирует директор мультибрендового бутика Billionare (мужская одежда премиумных марок) Ирина Бойкова.  И ставки у многих снижаются (в среднем на 30%), и площади предлагают в тех местах, о которых ритейлеры раньше и мечтать не могли. Так что «улица« вновь стала живой альтернативой ТЦ. По крайней мере для операторов высоких групп, которым контекст большого массового ТЦ не очень-то и нужен».

В этой ситуации наиболее комфортно ощущают себя те ритейлеры, которые, работая с премиумными товарами, не искали для них способов обособленного представления, а сохраняли универсальность. Неважно, было ли это осознанным решением или просто результатом промедления  теперь они рады сохраненной вариативности. «Я доволен, что в свое время не локализовал премиум,  отмечает генеральный директор компании «Июс» (сеть салонов «Ценный подарок«) Валерий Кочунов.  Сохранил ценовую универсальность в своих салонах.  Это было изначально  исходя из базовой ситуативной модели, заложенной в концепцию сети. А она такова: бизнесмен, покупающий статусные аксессуары для себя, здесь же может купить именинный подарок и для своего секретаря или шофера. И, напротив, сотрудники компании могут купить здесь дорогой презент к юбилею шефа». Валерий Кочунов убежден в том, что проекты, в которых заложена вариативность, более жизнеспособны. «Переключение с дорогого на более дешевое  например, с Dupont на Porsche Design  естественно во времена дефицита денег,  отмечает он.  Предпосылки нынешней потребительской стагнации возникли не сегодня и даже не вчера  покупательская способность начала падать с января. Именно с того времени люди стали придерживать деньги. Ведь специфика нынешнего кризиса, его отличие от ситуации 1998-го в том, что сейчас нет обесценивающейся кучи денег, которые нужно срочно тратить. Сейчас все как раз наоборот  деньги в дефиците. Люди их берегут и покупают теперь только самое необходимое. Потолок спроса, покупательских притязаний снизился. Продвинутый консюмеризм не умер, но стал более целевым, более жестким в формировании приоритетов».

Операторы, работающие с «высокими» товарами, по-разному решают судьбу своих проектов, изъятых из шопинг-моллов. Одни перевозят товары и оборудование в классические «уличные» магазины, другие ищут ТЦ с более подходящим контекстом. Наконец, ритейлеры третьего типа, возвращая свой премиумный проект в стрит-формат, предпочитают сохранить за собой и молловские площадки, переосмыслив их функцию и наполнив новым содержанием. Это позволяет остаться в марочной обойме популярного ТЦ и «освежить» покупательский интерес новым амплуа. «Строго говоря, из «Ройял Парка» мы не съезжали,  говорит генеральный директор и владелец компании RELAN ZERO Юрий Чернышов.  Мы оставили эти площади за собой и расположили там бутик концептуальной спортивной одежды. Хотя вначале мы не связывали с этим делом больших коммерческих амбиций, это было скорее арт-проектом, для души, именно в «Ройял Парке» спортивная одежда «выстрелила«. Там продажи выросли в разы».

Юрий Чернышов уверен, что для продавцов роскоши альтернативы стрит-ритейлу пока нет. «Ныне существующие торговые центры  не для них,  подчеркивает он.  Тут союза «или» быть не может. Он возможен разве что в Москве, где есть ТЦ с соответствующим контекстом  «Лотте-Плаза», «Крокус-Сити», наконец, сенсация этого года  ТЦ «Времена года» на Кутузовском проспекте. Вот если бы в нашем городе были торговые центры подобного типа, тогда дихотомия «улица или ТЦ» была бы реальна. Сейчас же к идее идти в ТЦ я отношусь скептически. И скептически отношусь к «Улице моды» в «Мегасе«. Мне не нравятся ни конструкция этого ТЦ, ни его расположение (это, кстати, самый критичный фактор). Сейчас мы с премиумным ассортиментом работаем только в стрит-формате. И не жалеем. Да, посетителей меньше, чем в ТРЦ, но зато это именно покупатели, а не праздные зеваки».

Интересно, что, оценивая эту пору переездов, большинство экспертов воздерживается от негативистской лексики. «В этом нет трагедии,  резюмирует Ирина Бойкова.  Освободившиеся площадки в популярных моллах довольно быстро занимают другие проекты, а «переселенцы« в свою очередь полезны для раскрутки новых галерей, для оживления тонуса торговых улиц, для их нового позиционирования. В общем, рынок не столько ломается, сколько трансформируется. Это не катастрофа, это перемены. Думаю, это время так и стоит воспринимать  как время перемен. А у таких эпох всегда поровну минусов и плюсов».


На главную страницу номера
Компании, упомянутые в номере

 
 
 
Также в рубрике Стиль жизни
 

05 декабрь

28 ноябрь